Home Наука Человеческая рука создана для драки
PDF
25.10.2015
Автор: Кирилл Стасевич

Человеческая рука создана для дракиСжатая в кулак кисть руки лучше всего защищена от переломов.

У нашей руки по сравнению с обезьяньей все пальцы, кроме большого, укоротились вместе с ладонью, большой же палец, наоборот, стал более длинным и гибким. Считается, что такие изменения в анатомии произошли оттого, что наши предки, слезши с дерева и встав на ноги, получили возможность использовать руки для сложных манипуляций, для создания орудий труда и т. д.

Однако есть и другая точка зрения: три года назад мы писали об исследованиях Дэвида Кэрриэра (David R. Carrier) и его коллег Университета Юты, обративших внимание на то, что человеческая рука прекрасно сжимается в кулак, чего не может сделать ни одна обезьяна, кроме гориллы (хотя у них кулак всё равно получается слабый). Эксперименты показали, что при одной и той же прилагаемой силе повреждения будут сильнее, если бить не открытой рукой, а кулаком, причём пальцы в кулаке лучше защищены от травмы, чем при каком-либо другом ударе. В итоге родилась гипотеза, согласно которой эволюционные преобразования человеческой руки совершались из необходимости всё время драться; и лишь потом оказалось, что такую руку можно использовать для мирного труда.

Работа вызвала волну критики, однако исследователей это не остановило, и в новой статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology, описана серия новых экспериментов, подтверждающих «оружейное» предназначение человеческих рук. Экспериментов, надо сказать, жутковатых: в них использовали руки мертвецов. Чтобы держать ладони открытыми или сжатыми в кулак, к связкам привязывали леску, другой конец которой натягивался на что-то вроде гитарных или скрипичных колков. На кости пясти прикрепляли специальные датчики, позволявшие оценивать нагрузку, приходящуюся на ладонь (потому и брали руки мёртвых - на живых людях проделать такую операцию не представлялось возможным).

Пястные кости в драках ломаются чаще остальных костей руки, и цель опыта была в том, чтобы напрямую оценить напряжение, возникающее в ладони при разных ударах. Рукой с разжатыми, полусжатыми и сжатыми в кулак пальцами били по мишени, в которой также были специальные датчики, оценивавшие силу удара. Результаты: удар кулаком для костей на 55% безопаснее, чем удар полусжатыми пальцами, и вдвое безопаснее, чем удар открытой ладонью. (В предыдущей работе, о которой мы говорили в начале, тоже шла речь о безопасности, но там речь шла о пальцах, и эксперименты ставили с живыми людьми.) То есть в кулаке кости кисти действительно лучше защищены от повреждений, если приходится драться.

Нельзя сказать, что скептиков новые данные в чём-то убедили. Некоторые из них полагают, что выводы тут сделаны произвольно, и что нагрузка, которая приходится на кости при выполнении той или работы, не даёт оснований для таких масштабных эволюционных выводов. Кроме того, нагрузка часто бывает разной даже в пределах одной и той же кости. Человеческая рука - слишком сложный инструмент, чтобы её развитие можно было вывести только из какого-то одного фактора (в данном случае - из необходимости драться).

Есть и другие возражения, например, что рука всё-таки слишком хрупка, чтобы быть оружием, и в драке разумнее было бы использовать камни или палки, и, если предки людей действительно только и делали, что дрались, то это сказалось бы и в анатомии лица - лицевые кости должны были становиться более прочными, более массивными. На это Дэвид Кэрриэр отвечает, что лицевые кости в драках повреждаются заметно чаще, чем кости рук, так что, несмотря на кажущуюся ненадёжность, рука вполне может служить оружием.

Что до эволюции лица, то у австралопитеков, к примеру, его строение вполне согласуется с необходимостью противостоять ударам (скажем, и нос австралопитеков был достаточно широкий, не выступающий над лицом, что можно расценить как адаптацию к «боевой» повседневности). По мере же становления современного человека сила удара ослабла, с развитием социальных отношений появились новые способы решать конфликты, соответственно, изменилось и лицо. Ранее та же группа исследователей выдвигала аналогичную гипотезу относительно прямохождения: по их мнению, человек встал на ноги, чтобы было удобнее драться.

Здесь можно вспомнить ещё одну недавнюю работу, появившуюся в июле в Nature Communications, в которой утверждалось, что, во-первых, человеческий тип руки сформировался в эволюции раньше руки человекообразных обезьян, а во-вторых, выдвигается предположение, что такое строение ладони пальцев было нужно не столько для работы с инструментами, сколько для манипуляций с едой. В любом случае, как бы наши предки ни использовали изначально свои руки, для сложных и тонких манипуляций с предметами они оказались приспособлены вполне неплохо.

Кирилл Стасевич
Источник:
nkj.ru

3D Graphics

NASA выяснили одну из причин исчезновения воды и атмосферы Марса

Космический исследовательский аппарат MAVEN, прибывший к Марсу 21 сентября 2014 года, имеет задачу поисков ответа на вопрос, почему эта планета, которая в прошлом была теплой и влажной, стала сухой и холодной, какой является сегодня.

Сейчас аппарат MAVEN еще даже не занял своей расчетной орбиты, но во время трех первых проходов мимо Марса на большой высоте научные инструменты этого аппарат произвели измерения концентрации водорода, кислорода и углекислого газа, как в атмосфере планеты, так и в прилегающей к ней области космического пространства.