Home Наука Это уже точно: обнаружены частицы темной материи

Темная материяСудя по всему, американским исследователям проекта CDMS (Cryogenic Dark Matter Search) удалось наконец обнаружить частицы темной материи и таким образом экспериментально подтвердить ее существование, теоретически обоснованное и не подвергающееся сомнению уже давно. Впрочем, теперь все только начинается: надо наловить еще больше этих частиц, чтобы понять, что они такое, проверить их свойства.

Темная материя потому и темная, что обладает массой, но не вступает в электромагнитное взаимодействие, а значит, не производит ни видимого света, ни жесткого излучения, ни ультрафиолетового, ни инфракрасного, ни радиоволн. То есть ее нельзя напрямую увидеть не только глазом, но и с помощью большинства приборов, которыми физики разглядывают Вселенную.

Обнаружить в космосе ее можно, изучая скорости движения далеких галактик и эффекты гравитационного линзирования - как искажается излучение далеких звезд под воздействием сильных гравитационных полей, встречающихся по дороге. Общепринята гипотеза, согласно которой на барионную, то есть излучающую, материю приходится около 5% массы Вселенной, еще почти 27% - это темная материя, а остальное - темная энергия, о природе которой до сих пор идут споры.

Что касается темной материи, тут все намного понятнее. Не так давно астрофизики научились не только наблюдать ее во Вселенной, но и измерять и моделировать структуры, которые она образует. Это так называемые филаменты - гигантские «мосты», или «нити», - пролегающие через пространство. В местах пересечения филаментов образуются скопления звезд и других форм светящейся, барионной материи. Если бы существовал «прибор гравитационного видения», структура темной материи во Вселенной выглядела бы для нас как-то так:

Отдельные частицы темной материи, которые совершенно не обязательно летают где-то далеко, а неплохо существуют и среди нас, ищут двумя прямо противоположными способами: как рыбу можно ловить океанской сетью или на удочку со специальной приманкой. Одни просеивают все космическое излучение с помощью спектрометра, подвешенного на орбите, и ищут в нем что-то странное и новое. Другие, наоборот, прячут тяжелые монолитные детекторы поглубже (713 м в данном случае) - подальше от космических лучей, чтобы фиксировать только те взаимодействия, которые подходят под нужные параметры.

3 апреля ребята с МКС доложили, что нашли в потоке излучения, которое просеивает новенький магнитный альфа-спектрометр AMS-2, аномальные физические эффекты, косвенно указывающие на наличие в потоке тяжелых частиц, очень хорошо подходящих на роль темной материи. Не прошло и двух недель, и из подземелья в штате Миннесота тоже новость: есть частицы!

В 2010 году детекторы из германия, замороженные почти до абсолютного нуля, уже показывали два искомых столкновения, и физики объявили, что темная материя обнаружена. Но радость была преждевременной: оказалось, что прибор сработал по ошибке. Детекторы переделали, теперь они из кремния. В этот раз они зафиксировали три столкновения, и с вероятностью 99,8% можно утверждать, что нужные частицы обнаружены. Правда, чтобы открытие было признано официально, нужно добиться вероятности 99,9%, так что шампанское пока не открыли.

Вот как выглядят отдельный детектор из кремниевого кристалла и суперхолодильник, в который эти детекторы помещают:

О пойманных частицах, которые называют WIMP (Weakly Interacting Massive Particle, то есть «слабо взаимодействующая массивная частица») известно пока немного: они действительно массивные - в 8,5 раза тяжелее протона, и это в общем все, что можно утверждать с уверенностью. Теперь физики займутся доведением вероятности обнаружения до нужного уровня и будут думать, что бы такое сделать с этими частицами, чтобы изучить их свойства лучше.

Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.